» » Как научить ребенка говорить букву р: самые полезные упражнения

Как научить ребенка говорить букву р: самые полезные упражнения

В русском языке звук [p] — один из самых сложных звуков. Далеко не все взрослые справляются с его произнесением: либо картавят, либо говорят нечетко (особенно в тех словах, где р смягчается последующими я, е, ю, и). В идеале, ребенок должен научиться правильно говорить р к 6 годам. Но для многих детей эта задача оказывается непосильной. Давайте разберемся, почему так происходит?

  1. Вялый артикуляционный аппарат. Ребенку лень совершать усилия при произношении звуков.
  2. Человек, с которым часто общается ребенок, не выговаривает звук [p].
  3. Генетическая предрасположенность картавить.
  4. Физиологические причины: нарушение речевого дыхания из-за хронического насморка, сердечно-сосудистых болезней, иммунных заболеванийдевочка разглядывает книжку

Как научить ребенка говорить букву р?

Чтобы научить ребенка говорить букву р, возможно, потребуется год, а, может, и полтора года ежедневных получасовых занятий. Сначала ребенок должен понять, как произносить звук [p] сам по себе, затем освоить его в сочетании с другими звуками и, наконец, спокойно и уверенно начать говорить его в потоке речи. Высший пилотаж — скороговорки с буквой р. Обратите внимание, скороговорки — последний этап, а не первый. Малыш не умеет говорить звук, и чрезмерное его употребление может вызвать только отвращение и нежелание тренироваться вообще.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

  1. Попросите ребенка улыбнуться и чуть-чуть открыть ротик. Скажите ему, что его язычок — это кисточка. Расскажите, где находится у малыша верхнее небо и предложите ему порисовать на нем при помощи языка-кисточки. Упражнение заключается в проведении языком по небу, начиная от верхних зубов, по направлению к горлышку. Сделать так надо не меньше 10 раз.
  2. Снова просим малыша улыбнуться, при этом слегка открыв ротик. Пусть он немного высунет язычок и поводит им справа — налево, от одного угла губ к другому. Повторить движение рекомендуется 15 раз.
  3. Улыбка с чуть-чуть приоткрытым ротиком. Попросите малыша приблизить язычок к верхнему небу, как будто он говорит н в слове няня. Оставив язычок в таком положении, малышу нужно открыть ротик как можно шире, затем вернуться в исходное положение. Повторит рекомендуется не менее 15 раз.
  4. Начинаем упражнение, как и предыдущие, с улыбки с чуть открытым ротиком. Скажите ребенку, что его язычок сейчас будет чистить зубки. Попросите его поводить языком по верхним зубам (по их внутренней поверхности), как будто малыш их чистит щеткой. Повторяем 10 раз. Сейчас просим малыша проверить, все ли зубки на местах: пусть он язычком по очереди упрется в каждый зубик сверху.
  5. Кончик языка прячется за верхние зубки, произносим звук з. Затем прикасаемся кончиком языка к верхнему небу, рядом с зубами, снова произносим этот звук. дети и буква Р

Упражнения, ставящие звук [p]

  1. Попросите ребенка открыть ротик и прижать язычок кончиком к верхним зубам (к их основаниям), а потом несколько раз повторить д быстро-быстро. Сейчас нужно произнести этот звук, при этом сильно выдохнув воздух. Пусть малыш говорит д, стараясь подуть на кончик языка. Это упражнение необходимо, чтобы ребенок понял, что он может создавать при помощи языка и воздуха вибрацию.
  2. Попросите малыша широко открыть ротик и сказать несколько раз ж, каждый раз все ближе сдвигая язык к основанию зубов сверху. Далее логопедическим шпателем (продается в специализированных магазинах) с осторожностью ритмичными движениями в ротике ребенка создается вибрация: шпатель вводится под язычок, им нужно водить из стороны в сторону. Напомните ребенку, что он должен сильно сильно дуть на кончик языка, при этом произнося звук ж.
  3. Ребенку нужно широко открыть ротик и сказать слог за. Язычок должен быть отодвинутым назад. Под язычок вводится шпатель и передвигается так же, как в предыдущем упражнении. Если все правильно, вы услышите звук [p]
  4. Пусть малыш откроет ротик и скажет слог зи. При помощи шпателя в ротике ребенка создаем вибрацию. Так ребенок научится говорить мягкий р.
девушка пьет травяной чайПрочитайте о том, как понизить давление в домашних условиях действенными методами.
Узнайте в этой статье, чем лечить молочницу во время беременности.
Выбираем слабительное - http://ladytone.ru/beremennost/67-slabitelnoe.html - безопасное во время беременности.

Резюме

Научиться говорить р непросто. На это может потребоваться не один год. Будьте терпеливы.

Если к 6 годам ребенок не умеет говорить р, пора обратиться к логопеду или начать занятия дома.

Для постановки р нужен логопедический шпатель.

Каждый раз, прежде чем приступать к упражнениям на постановку р, следует проводить разминку — упражнения для развития артикуляционного (речевого) аппарата в целом.

Существует генетическая предрасположенность картавить.

При обучении сложным звукам не рекомендуется начинать со скороговорок. Идем от простого сложного: учим говорить звук отдельно, затем — в потоке речи и, наконец, в скороговорках для закрепления результата.

Превратите занятия на постановку звука в игру. Они не должны стать изнурительной обязанностью для ребенка.

Рейтинг статьи:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении:

Человеческое сознание взрослого человека необычайно трепетно относится к понятию детства. Детство – это и представление о будущем, и одновременно напоминание о прошлом.

А очарование, загадка и прелесть детей именно в том, что они – будущее, настоящее и прошлое нашей жизни. Однако дети, в отличие от нас, не знают прошлого и не думают о будущем. Они – люди настоящего, прекрасных мгновений и легких моментов, происходящих именно здесь и сейчас, врывающихся в их жизнь и быстро исчезающих.

Эти счастливые существа плачут и смеются только от того, что им сейчас больно или смешно. И эта их чудесная способность делает любого взрослого рядом изумленным, но счастливым, раздосадованным, но счастливым, встревоженным, но все равно счастливым. Эти люди настоящего момента учатся у нас многому: ходить, говорить, завязывать шнурки, читать, извлекать квадратный корень, пользоваться тачскрином, помнить прошлое и грезить будущим. Эти будущие взрослые учат и нас – быть счастливыми. Несомненно, это равноценный обмен.